Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Июнь 14, 2018

Счастью не верь, а беды не пугайся

Как нам относиться к санкциям и кризисам?..

Эта замечательная пословица – «Счастью не верь, а беды не пугайся» – напоминает нам о том, что в жизни всё меняется. День и ночь, зима и лето, будни и праздники… Время плакати и время смеятися… (Еккл. 3, 4). Так Господь положил. Более белую полосу в жизни сменяет более черная. И не только у отдельных людей, но и у народов.
Когда, как говорят, всё хорошо, дела идут как по маслу, нам иногда кажется: вот, наконец-то всё устоялось, пошла нормальная жизнь, пусть теперь так и будет. Но это не так. Нужно, прежде всего, ценить такие моменты, не воспринимать их как должное, как что-то само собой разумеющееся, а благодарить Бога. А еще – не забывать, что всё рано или поздно заканчивается: и хорошее, и плохое. Вот это как раз и есть нормальная жизнь, другой не бывает. Господь делает так для нашей пользы – отнимает достаток и комфорт. Хочет, чтобы мы становились сильнее, преодолевая трудности, с Божьей помощью. Старается нас разбудить, заставляет задуматься о своей жизни. Когда приходят скорби, идет черная полоса, это значит, что Господь хочет, чтобы мы что-то меняли в своей жизни. Выверяли свой курс: туда ли мы идем, какова наша главная цель?
Возьмем семейную жизнь. Есть такое понятие: возбудительная Божия благодать. Встретившись, полюбив друг друга, молодые люди никого и ничего вокруг себя не замечают. Для них весь мир предстает в розовом цвете, они, можно сказать, летают на крыльях своей любви, ни о чем больше не думают и никого не слушают. Что это такое? Это чудо Божие. Влюбленные получили от Бога в дар это чувство, без труда. Господь нам Сам его дает, чтобы мы почувствовали эту благодать, ощутили вкус этого счастья. Влюбленным, молодым супругам важно знать, что через какое-то время это чувство окрыленности проходит. Особенно, когда мы грешим… Наступает некое охлаждение в отношениях – у кого раньше, у кого позже. В своем любимом мы начинаем обращать внимание на какие-то недостатки, которые раньше казались нам даже достоинствами. Оказывается, он не совсем такой, она не совсем такая… Да еще, бывает, нам «откроют глаза»…Что происходит? Что, оба они, действительно, изменились? Нет. Просто Господь через какое-то время, в какой-то степени отнимает Свою первоначальную благодать.
Для чего Он это делает? Для того, чтобы мы трудились сами. Чтобы мы крепли. Вот тут бывают ссоры, размолвки, некоторые даже разводятся. Но если супруги не разругаются, а смирятся, покаются, усилят молитву, потерпят, если, короче говоря, не испугаются этой беды, а преодолеют ее, то благодать к ним вернется, но уже с их участием. И любовь, бывает, становится даже еще крепче, чем раньше. В семейной жизни всегда ведь нужно что-то преодолевать, потому что мы все грешные, потому что враг всегда хочет нас разделить. Когда мы не унываем, а трудимся, мы получаем духовный опыт, становимся сильнее. Когда супруги не один пуд соли вместе съели (не только сахара), они становятся друг другу самыми близкими на свете людьми – как один человек.
Вот так мы учим детей ходить. Сначала держим их, а когда дитя начинает само держаться на ножках, постепенно его отпускаем. Малыш, бывает, упадет, мы его успокаиваем: «Ничего, ничего, вставай!» Хотим, чтобы он окреп. А там, глядишь, уже и сам пошел, а там и побежал. Так же и Господь растит нас.
Почему трясет наши семьи? Почему бывают обиды, размолвки, ссоры, измены, разводы?
Вера! Семьям нужна вера. Вера в то, что на всё воля Божия. На легкое и трудное, желанное и неожиданное. Евангельское отношение к другому человеку учит нас не искать счастья для себя, а думать: как бы сделать счастливым близкого человека, хотя бы одного на свете. Вот этого, самого ближнего. Я сам (сама) – что! Какое мне нужно получить счастье? Я – грешный(ая), я его не заслужил(а). Если что-то не по мне – так мне и надо. Мне еще не так надо… Это Господь мне через моего(ю) благоверного(ую) смиряет, от гордыни меня через него (нее) лечит, от главного моего недуга – как хорошо! И – какой же тут развод, наоборот: слава Богу! Жизнь продолжается: терпим, трудимся, меняемся к лучшему… Главное дело делаем!
Вера – это то, что нужнее всего нашему народу во всех испытаниях. Без веры начинаются социальные потрясения, революции, скорби не врачуются, а только усугубляются.
В последнее время Господь дал нашему народу относительно спокойную, мирную жизнь. Люди стали летать за границу, купили хорошие автомобили… Удобно, комфортно. Но тут начались новые трудности: больше стало сердечнососудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата… Бедствием для больших городов стали всем известные автомобильные пробки, когда полдня приходится тратить на езду на работу и домой, когда к больному человеку «скорой помощи» никак не пробиться… По-человечески казалось: ну что можно с этими пробками сделать? Превратить полгорода в проезжую часть, ездить под землей, над улицами?.. И вот, по Своей милости, Господь вмешался и решил этот вопрос очень просто, причем решение пришло с совершенно неожиданной стороны.
На Западе, когда вводили санкции против нашей страны, конечно, нисколько не думали о том, чтобы принести нам пользу. Напротив. А Господь думал. Люди, конечно, что-то там решали, но главный во всем всегда – Господь. Святые отцы говорят, что в жизни нет ничего вне Промысла Божия. Господь с помощью кризиса стал понемногу ограничивать нас, мы стали меньше ездить на машинах – и пробок на улицах стало меньше, воздух чище. Главное, мы стали жить скромнее, а скромность – это положительное качество души.
Или, например, у нас всё острее становилась проблема мигрантов. «Гости» начинали уже чувствовать себя здесь хозяевами. Мы помним, как больно было воспринимать каждое новое известие о гибели еще одного русского парня от их ножа. И вот – кризис, падение курса рубля – и мигранты потянулись домой.
Теперь страна, слава Богу, вынуждена меньше сырье продавать, а больше своим производством заниматься, становиться более независимой экономически, да и духовно. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», – давно заметил наш народ.
Однажды печально известный Н.С.Хрущёв, который, думается, был дан нашему народу в наказание за грехи после предыдущих побед, за которые мы Бога слишком мало благодарили, в 50-х – начале 60-х годов развернул в нашей стране гонения на Церковь и погрозил, что покажет последнего попа по телевизору. После этого один молодой человек с тревогой спросил у старца: «Что же теперь будет с Церковью? Может, уже конец?..» Это ведь не шутка – когда такие планы объявляет первое лицо государства. А старец на это спокойно отвечает: «Да кто его знает… У Бога столько средств! Он может вот так всё повернуть!» И показал, как: просто перевернул свою ладонь. И ведь так оно и вышло. Никто не ожидал, что церковная жизнь не только не погаснет, но возгорится новым пламенем, да еще так!
«Как, каким образом это возможно?» – мы недоумеваем. А Бог-то? Богу всё возможно. И так, как ни один человек на земле не может себе представить.
«Слава Богу за всё!» – эта замечательная формула святителя Иоанна Златоуста стала эпиграфом ко всем томам его золотых словес. Она приложима ко всем обстоятельствам жизни.
Есть три молитвы, которые подходят ко всем обстоятельствам без исключения. Первая – Слава Богу. Всегда. Вторая – Господи, помилуй; прости. Тоже всегда, потому что мы всегда грешные, всегда есть, в чем нам каяться, достойное по делам нашим приемлем. Покаяние примиряет нас с Богом, приближает к Нему, а значит – дает силы. И третья – Господи, помоги. Тоже всегда, потому что нам всегда нужна помощь Божия. Господь сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Не понимаем, за что благодарить, – вроде ничего хорошего нет? Но мы ведь не больше святого Иоанна Крестителя, который тоже не мог понять: как он может крестить Спасителя? Если бы Иоанн Предтеча не имел смирения и продолжал настаивать на своем понимании происходящего, на том, что он недостоин крестить Господа (а кто, действительно, достоин?), то не совершилось бы Крещения. С его стороны это было бы ложным смирением – противостоянием воле Божией. По внешности, по-человечески – это вроде бы смирение, но внутри имеющее в себе гордость. Господь сказал ему тогда: Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15). И Иоанн Креститель смирился, то есть сделал не по-своему пониманию, а так, как сказал ему Господь. Он тогда еще, может, не до конца согласился с тем, что делает что-то правильное, но он поверил Господу через силу и совершил истинное деяние.
Так же и апостол Петр поначалу не хотел, чтобы Господь умывал ему ноги. Не мог, по своему смирению, этого постигнуть! Действительно, Божие смирение для человека непостижимо. Спаситель ему сказал: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих. То есть: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13, 7). Сегодня, наверное, большинство из нас не понимает, что и для чего делает Господь по отношению к нам – может быть, что-то поймем потом, если Господь нам приоткроет. Так что всегда нужно иметь в виду, что мы всегда можем чего-то не понимать, и даже самого главного, но зато это очень хорошо понимает Господь.
Почему совершаются научные открытия? Потому что всегда есть в жизни то, о чем люди пока не знают, но уже знает Господь. Если бы Господь знал столько, сколько знают люди, науке нечего было бы делать, ученым нечего было бы открывать. Если человечество открывает что-то новое в жизни, значит, это попустил Бог.
В жизни всегда есть тайна, всегда есть то, о чем мы пока не знаем. Жить, учитывая эту тайну и смиряясь перед волей Божией — это самое разумное. Иначе получается, что мы не доверяем Богу.
Смирение перед Промыслом Божиим – это самое точное и полезное для нас отношение к происходящему. Если нам не комфортно – это не так уж плохо, комфорт бывает и вреден. Так что если смотреть на жизнь с духовной точки зрения, то она на самом деле радостная. С духовным восприятием событий жить гораздо спокойнее, веселее и мудрее. «Нет худа без добра», – есть еще одна наша пословица. В одном и том же событии худо бывает материальным, а добро – духовным. Худо бывает для временной жизни, а добро – для жизни вечной.

              2015 г.