Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Протоиерей Николай Булгаков. Путь.

Апрель 22, 2018

Путь совершенно обычный в России. От страстного желания в юности, чтобы страна шла по западному пути, от сатирического отношения к советской действительности, прежде всего к господствовавшей идеологии, от восприятия веры и Церкви как чего-то отсталого, устаревшего, – к традиционному русскому православному монархическому пути, как самому живому, доброму, подлинному, свободному, нестареющему.
Так было со многими нашими предшественниками. Так было с Гоголем, прожившим десять лет в Западной Европе и вернувшимся после Иерусалима в Москву навсегда. С ним и прошёл – от «Ревизора» к «Размышлениям о Божественной литургии».

Протоиерей Николай Булгаков родился в 1950 году в Москве, в Тихвинском переулке возле Бутырской тюрьмы, в семье технической интеллигенции, в которой почиталась поэзия. Детство прошло в старом дворе, в дореволюционном доме. В той советской жизни много было дореволюционного. Они, юные граждане СССР, питались её вековыми корнями. На их глазах эти корни стали подрубать. Казалось, главный революционный слом начался задолго до их рождения. Но именно тогда, в 60-е годы, они ощутили, что живая жизнь, уходящая в глубь времен, которой они успели надышаться, исчезает и заменяется чем-то чужим, искусственным, мёртвым.
Тот неповторимый дом, как и многое другое, сломали. Осталась повесть «Я иду гулять» об этом дворе, об этом детстве, об этой ломке, которая вошла в первую книгу (М., «Молодая гвардия», 1976 г). Потом, после прихода в Церковь, стало понятно, что на их глазах шла антихристова ломка всей традиционной жизни.
К счастью, детство и юность прошли в коммунальной квартире, где жила очень простая, почти неграмотная, но умная верующая соседка. К счастью, на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова (где учился в 1967-1974 гг.) по научному атеизму задали прочитать Евангелие. К счастью, не отвертелся от армии и в 1975-76 годах прослужил солдатом на Кавказе, в Армении, в Гюмри (тогда Ленинакане, до этого – Александрополе), в старинной крепости, заложенной Императором Николаем I-м в 1837 году.
А самый счастливый день в жизни был тогда, когда мама, которая уже вышла из коммунистической партии (вступила во время Великой Отечественной войны), уговорила – отмолила, – поехать в храм Покрова Божией Матери в Акулово к протоиерею Валериану Кречетову, который и окрестил в 1981-м году. Разумеется, тогда и близко не мог помыслить о том, что он здесь же обвенчает их с матушкой Ольгой и благословит его на священство. Так на треть века соединились их пути.

В 1995 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен в сан священника. По его благословению в подмосковном Жуковском, в пос. Кратово в 1999 году отцом Валерианом был заложен храм в честь Державной иконы Божией Матери, в котором и служит.
Первый рассказ был опубликован в журнале «Крокодил» в 1965 году. Печатался в журналах, газетах, сборниках, писал юмористические и сатирические рассказы, фельетоны, статьи, репортажи, очерки, радио- и телесценарии. Работал в редакциях «Комсомольской правды» и «Литературной газеты». С конца 8о-х годов, когда стала ослабевать атеистическая цензура, начал публиковать православную публицистику. Редакция газеты «Русь Державная» – последнее место работы перед рукоположением.
С 1992 г. – член Союза писателей России. Автор книг рассказов для детей «Аня и Катя», «Душа слышит свет» («Н.В.Гоголь – про нас»), «33 «причины» не ходить в храм».
В начале 1992 года, после того, как на Всесоюзном офицерском собрании наша Армия, можно сказать, криком кричала о том, что её собираются резать по живому, в Троице-Сергиевой Лавре, в келье отца Моисея (Боголюбова, тогда ещё Филадельфа – до принятия схимы), вместе также с Алексеем Алексеевичем Яковлевым-Козыревым, начали работу над книгой «Православие. Армия. Держава» («Русский Вестник», 1993 г.; переиздания под названием «Сим победиши!»)