Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Многая лета, Владимир Владимирович!

14 июня, 2018

29 декабря 2014 г. на РНЛ была опубликована заметка, касающаяся нашего президента, заголовок которой начинался со ссылки на ЦРУ, а дальше шла цитата, которую даже в кавычках повторить невозможно. Эта же статья на сайте газеты «Завтра» озаглавлена еще хлеще. И уже без всяких кавычек.

Думается однако, что ни в каком контексте невозможно упоминание того, что было вынесено в эти заголовки, даже если это делается для того, чтобы, мол, разоблачить планы врагов, предупредить о них общество… ЦРУ пусть мечтает о чем угодно, но у нас даже мыслей таких не должно быть. Когда подобные помыслы приходят, их не то что тиражировать, – отсекать подобает, перекрестившись (молитвенно, а не демонстративно), помолившись: «Избави Бог!» – и всё.

Как известно, невидимый враг хитрее нас. Он хватается за любую соломинку. Можно хотеть предупредить кого-то от беды, говоря о том, чего делать не надо, и действительно этим кому-то помочь (особенно тому, кто сам это понимает). А можно, увы, этими же словами подавать кому-то дурную идею – как сделать зло, о котором он и не помышлял. Враг в этом всегда поможет.  

Наша защита от врага – смиренномудрие, целомудрие, благоразумное молчание. «Не навреди», – золотое правило не только медицины. «Когда молчал, никогда не жалел, когда говорил, иногда жалел», – говорил один из святых.

Понятно, что в наше информационно лихое время, когда слова льются со всех сторон без умолку, СМИ стремятся привлекать внимание читателей к своим публикациям. А все-таки, пожалуй, даже и в наши дни может существовать предел тому, что можно и чего нельзя писать и произносить публично никак.

Не все вольности пера, даже и с самыми (вроде бы) патриотическими намерениями, на пользу стране и народу. Тем более, на православном сайте, в православном издании.

Подобные вольности пера – это дух либеральный, дух вседозволенности. Если так вольно поступают некоторые патриоты, то они должны быть названы своим именем: либерал-патриоты.

Либерал-патриотам кажется, что чем решительнее, радикальнее, революционнее они восстают против всего плохого в нашей стране за всё хорошее (как им кажется), тем они патриотичнее. Да нет – тем они больше похожи на либералов, тем они больше с ними смыкаются.

И либералам-западникам, и либерал-патриотам одинаково нестерпимо всякое уважение ко власти, всякое послушание ей и неосуждение. То есть, ненавистен царский, срединный, монархический, православный путь.

Либералы-западники могут болтать что угодно, хотя большинство нашего народа их подрывную деятельность не одобряет, так что по принципу демократии (власти большинства) она давно должна быть прекращена.

Но либералов-западников, которым здесь никогда ничего не нравится, особенно то, что составляет суть нашей самобытности, еще можно понять. Им дороже Родины – личная свобода и свой комфорт. А вот то, что либерал-патриотам очень хочется, чтобы «всё здесь стало как-то по-другому», любой ценой (из «настоящей» любви к Родине, конечно!), что у них нет прежде всего стремления беречь спокойствие Родины, как хрустальную вазу, от всяких потрясений, это странно.

Да, странное это сочетание: либерал-патриот. Но что поделаешь, главный вопрос – какого мы духа.

Так и Господь нас учил. Когда самаряне не приняли Его в своем селении, то ученики сказали: Господи, хощеши ли, речем, да огнь снидет с небесе, и потребит их, якоже и Илия сотвори? Но Он запретил им и сказал: Не весте коего духа есте вы; Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9, 53-56).

Это либеральный дух – когда в заголовки статей выносятся заведомо ложные суждения – якобы для «полемичности», «остроты», чтобы «оживить» общение с читателем, особенно молодым, в том числе на православных сайтах: типа «Есть ли Бог?» или «Нужно ли соблюдать посты?» Даже для «оживляжа» и «коммуникативности», даже если на эти вопросы в тексте будут даны правильные ответы, такие «приемы», такие бесовские обороты речи неуместны.

У нас, у православных, есть на этот счет евангельские заповеди, которые отменить невозможно.

Сам Господь сказал нам: Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. (Мф. 12, 36).

Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», в главе «О том, что такое слово?», писал: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку… С самым чистейшим желанием добра можно произвести зло…»

    В рецензии на революционную книгу А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С.Пушкин написал о ее авторе:

  «Он как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием: не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ, как явное беззаконие: не лучше ли было представить Правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян; он злится на цензуру: не лучше ли было потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено и мысль, священный дар Божий, не была рабой и жертвой безсмысленной и своенравной управы; а с другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к достижению цели низкой или преступной? Но все это было бы просто полезно и не произвело бы ни шума, ни соблазна; ибо правительство не только не пренебрегало писателями и их не притесняло, но еще требовало их соучастия, вызывало на деятельность, вслушивалось в их суждения, принимало их советы, чувствовало нужду в содействии людей просвещенных и мыслящих, не пугаясь их смелости и не оскорбляясь их искренностью. <…>Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».

Дух целомудрия и любви в отношении к стране, к ее первому лицу; приличие, порядочность, вежливость, скромность, не говоря уже о благородстве – разве всё это неприменимо и сегодня к нашему публичному слову?

Первому лицу в государстве, да и всякому человеку, нужно не обличение, не понукание, но поддержка. И еще какая! Нужно наше участие, доверие, нужна наша молитва. Это и укрепит страну. А следовательно, это и есть подлинно патриотическое дело.

31 декабря исполнилось 15-лет со дня знаменательного события в нашей церковной и государственной истории. Хорошо помнится, как 31 декабря 1999 года мы с матушкой оказались в только что воссозданном Храме Христа Спасителя, узнав, что днем совершится его малое освящение. Но прежде чем начать молитву, Святейший Патриарх Алексий II-й сообщил:

– Сегодня утром мне позвонил Борис Николаевич Ельцин, пригласил в Кремль и в моем присутствии передал президентскую власть Владимиру Владимировичу Путину.

 Благодаря Бога, пожелаем молитвенно Владимиру Владимировичу помощи Божией, Пресвятой Богородицы, святого благоверного князя Владимира и всех русских святых! Многая и благая лета!

 Наше дело правое, победа будет за нами.

 

                                                              31 декабря 2014 г.