Каким идеалом жить русскому воинству?
5 февраля, 2017Журнал «Армия» (бывший «Коммунист Вооруженных Сил») в 7-м номере за 1993-й год опубликовал две статьи, соседство которых не может не навести на раздумья о том, какому идеалу призывается служить сегодня русский воин: идеалу защиты Отечества, его вековых святынь, или совершенно другим, нашему народу чуждым?
Первая из этих публикаций — интервью полковника В. Рощупкина с заведующим кафедрой российской истории Санкт-Петербургского университета Ю.Д.Марголисом. Задача беседы — опровергнуть церковное почитание царя мученика Николая II ссылками на «данные науки». Вторая — об армии США.
«Буду излагать сугубо личные оценки и мнения. Но они базируются на документальной основе, — предупреждает «специалист» по истории России в период правления Николая II профессор Марголис. — Для начала — о взглядах царя. Он быстро уверовал в слова наставника архиконсерватора Л.П.Победоносцева (имеется в виду К. П.Победоносцев — авт.): «Богом да царем православным стоит русская земля!» Николай полагал: от Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, перед престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской».
То, что Богом да Царем православным стоит Русская земля, — это, конечно, не личное мнение Константина Петровича Победоносцева. Видный наш церковный и государственный деятель, 25 лет стоявший на посту обер-прокурора Священного Синода, имеет и особую заслугу перед Россией за воспитание двух ее выдающихся монархов: Александра III и Николая II — в том духе, которым веками росла и крепла Русь. Эта истина давно вошла в пословицы русского народа: Русским Богом да русским Царем Святорусская земля стоит. Без Бога свет не стоит — без Царя земля не правится. Именно так думали все поколения наших соотечественников, которые за Веру, Царя и Отечество шли на смерть и побеждали.
И, разумеется, это не было личным мнением Царя Николая II-го — о том, что власть ему вручена от Господа Бога. «Мысль, что князь (царь, любой «власть имеющий») — лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную ему страну и людей, — лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси», — пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Народ наш никогда и не мыслил иначе. Одному Богу Государь ответ держит. Царский гнев и милость в руке Божией. Что Бог на небе, то Царь на земле. Так говорят наши пословицы. Это понимание основывалось на главном источнике всякого знания на Руси — на слове Божием. Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога; сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Так говорит слово Божие про всякое начальство на земле, про всякую власть, а наипаче — про царя. Мною, говорит Господь, цари царствуют (Притч. 8, 15). Бог поставляет царей (Дан. 2, 21). Господь возносит избранного от народа, святым елеем помазывает его (Пс. 88, 20,21). Господь возлагает на голову царя венец (Пс. 20, 4); от Господа царям — держава, и сила от Вышняго (Прем. Солом. 6, 3). Сердце царя в руке Божией (Притч. 21, 1). Господь защищает царя, помогает ему, подкрепляет и отвечает ему со святых небес Своих: Господь возлагает на царя честь и величие, и благословение Свое, и царь уповает на Господа (/Пс. 19, 2,3,5,7; 20, 3,6-8).
В словах же профессора университета видна та иерархия ценностей, которой он придерживается и которую он, следовательно, передает студентам: «Мысль о примитивности последнего царя способна лишь принизить историю народных революций в России… Он был грозным, а отнюдь не безвольным противником революции… Чего Романовы ждали в Тобольске? Победы контрреволюции!»
То есть, г-н профессор считает революции благом, прогрессом, а сопротивление им «консерваторов» — темным пятном в их биографиях. Но сегодня, в конце XX-го века, многострадальный русский народ уже убедился, что революции никогда ничего не приносят, кроме горя. Таков главный урок, который мы должны извлечь из своей, да и мiровой истории (иначе, зачем ее изучать?) Революции, как мы знаем, много и красиво обещают, а на деле всегда связаны с кровью, жертвами, разрухой, с разрывом исторической преемственности поколений, с падением уровня нравственности, с разгулом низменных страстей, с нарушением всего мирного, естественного течения жизни общества. Революции — это прямое нарушение заповеди Спасителя: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Moе легко есть (Мф. 11, 28-30).
Родоначальник всех революций — сатана. Он — первый революционер, который, возгордившись, восстал на Бога, отпал от Него и увлек с собой треть ангелов, ставших злыми духами, бесами. Они были изгнаны с неба святым архистратигом Михаилом и ангелами Божиими. Эта первая революция принесла зло в мiр, неисчислимые страдания в жизнь людей, тяжелейший недуг гордыни в их души — корень всех революций. Зло — это все, что направлено против Бога, недаром все революции всегда были связаны с безбожием, с борьбой против Церкви.
Соответственно, мы должны воздать должное всем нашим соотечественникам, выступавшим за Веру, Царя и Отечество. То есть, всему «реакционному духовенству» (стойкому в Православии), всем «консерваторам», которые мужественно противостояли так называемым «прогрессивным» — разрушительным, антихристианским, антигосударственным — силам, разжигавшим пожар революции, в котором потом сгорели и сами, и погубили миллионы людей.
Одна из причин нашей исторической трагедии — это подмена понятий, которая долго готовилась в народе антихристианскими силами. Постепенно героями стали почитаться безбожники, осквернители святынь, убийцы-террористы, бунтовщики, а презираться — государственники, охранители главных устоев и ценностей народной жизни. Русские люди начинали смотреть на все события не с точки зрения истинного понимания, что есть добро и зло, не с точки зрения интересов Православия и державного русского народа, не с точки зрения жизни вечной и спасения души, а с совершенно других, губительных позиций. Менялся самый тип мышления русского человека, его понятийный аппарат.
«Объективный», «научный», «опирающийся на документальную основу» взгляд Марголиса — это старая коммунистическая, масонская легенда о деятельности Николая II-го, которая имела задачу бросить тень на Православие и Самодержавие и держалась только на том, что всю достоверную литературу по нашей истории либо уничтожали, либо держали в спецхранах.
«Всего лишь раз, — говорит Марголис,— в бумагах Николая II я встретил сомнение в «благодетельности» крови «во спасение» России – в канун издания манифеста 17 октября 1905 года».
Однако стоит только открыть дневник Императора за 9 января 1905 года, и мы найдем слова, идущие из глубины души, написанные в день трагедии, спровоцированной врагами Царя и Отечества: «Было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»
О том, чего стоило Государю нести его крест, в какой-то степени говорит пронзительная запись в его дневнике от 30 марта 1906 года — в Страстной Четверг: «Утром мы со всеми детьми причастились св. Христовых Тайн. На несколько часов нашло душевное успокоение…»
По старой традиции, профессор ставит в вину царю мученику всё, что только можно ему поставить, — уже потому, что это происходило во время его царствования. Здесь и упоминание о ходынской трагедии, которая отнесена почему-то к 1895 году. И о расстрелах, и о военно-полевой юстиции. При этом ни слова не говорится о том, что с 1905 года ежедневно социалисты убивали от 10 до 18 человек ни в чем не повинных людей, исполнявших свой долг, что 4 февраля 1905 года в Москве был убит великий князь Сергей Александрович, и о многих других подобного рода исторических фактах. В книге «Император Николай II как человек сильной воли» (которая отнюдь не была «только что переведена с английского», как сказано в интервью, а вышла в свет на русском языке в 1983 году в Джорданвилле, США) ее автор, Е.Е.Алферьев, о военно-полевых судах пишет: «Эта мера была суровая, но необходимая: за 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей власти, причем число убитых значительно превышало число казненных. За все время действия этих судов по их приговорам было казнено 683 человека».
Государю Императору ставится в вину и то, что он был «первым дворянином империи», в собственности которого было земли больше, чем у полумиллиона крестьянских семей. А что же в этом плохого? Вопрос в том, где лучше жилось крестьянам, каково было их реальное положение. Есть важнейший показатель, говорящий о состоянии народа в царствование Николая II: за эти двадцать лет численность русских за счет естественного прироста увеличилась более чем на 50 миллионов человек. Сравним эту цифру с тем, что говорят на этот счет данные последующих эпох, и станет ясно, какое правление в России было за народ, а какое — против.
Зав. кафедрой русской истории, говоря о времени царствования Николая Александровича, ничего не говорит о самом главном, что происходило тогда в стране, — о том, чему Государь в день вынужденного отречения от престола дал ясную оценку в чеканных словах своего дневника: «Кругом измена и трусость, и обман». Российскую плоть, все сферы ее жизни, как никогда прежде в России, подтачивали черви — невидимая масонская деятельность, имевшая одну вожделенную цель: крушение России.
О положении в стране, о реальной возможности Царя управлять ею говорит хотя бы такой пример. Один из выдающихся наших архипастырей, духовное чадо св. прав. Иоанна Кронштадтского, архиепископ Серафим Чичагов (в будущем — митрополит Ленинградский; священномученик, расстрелян в 1937 году) в своем слове 21 декабря 1909 года перед молебствием в Соборе и благословением хоругвей Союза русского народа, говорил:
«Служение тяжелое, борьба почти непосильная, ибо враг наш приобрел себе огнем и мечем свободу действия, свободу совращения и обмана, он многочислен, обладает не только средствами и крепкой организацией, но всемiрным опытом в кровавой борьбе, а главное, пользуется равнодушием общества к переживаемым народом бедствиям и сочувствием многих наших соотечественников, поддержкою некоторых влиятельных лиц и услугами предателей из нашей же семьи, ставящих материальные выгоды выше святых целей жизни. Русское образованное общество за небольшими исключениями потеряло всё, что приобрело тысячелетним трудом: знание Христова учения и своей истории, патриотизм, крепость и мудрость русского духа, любовь к своей православной вере и Церкви, стремление к истине, серьезное образование, любовь к труду, преданность своему Царю и привычку быть хозяином в своем доме. Между русским обществом и народом образовалась непроходимая пропасть! Народ еще чувствует свою силу, верит еще в свое право, любит свою православную веру, всю надежду полагает на Богом дарованного царя и не может понять своим здравым умом, почему происходит такой упадок порядка в России, быстро развивается общее обнищание и разорение народа, допускается такое унижение великого и сильного государства, терпится такая измена среди покоренных народов. Живя разобщено по селам, этот народ не в состоянии сказать свое решительное слово изменникам, передать возлюбленному Царю свое желание и выразить свою мольбу, и он тоскует, скорбит, мучается, не понимая, что происходит преступное предательство родины, что задуман заговор против него, затеяно порабощение русской народности. Да, никогда еще не переживала Россия такого времени разложения и развращения умственного, нравственного и духовного!..»
В то время уже вовсю орудовала, явно и тайно, в стране и за рубежом, партия будущих палачей России: Ленины, Троцкие, Свердловы, Дзержинские, Землячки (один из ее партийных псевдонимов — Демон)… И против этого-то легиона, готовившего погром русского народа, разрушение всех основ его жизни, Царь, который никого из них пальцем не тронул, был слишком жесток? И сегодня можно еще кощунственно повторять старое клеветническое словечко «кровавый» — после того, что сотворила эта банда, кровавее которой не знала мiровая история?!
Но и обвинения Государя в том, что он был недостаточно тверд по отношению к будущим разрушителям России, тоже неверны. Он не мог уподобиться им, слугам сатанинским, не мог стать диктатором-палачом, он мог быть и остался православным Царем, для которого превыше всего стоял евангельский закон.
Еще преподобный Серафим Саровский почти за целый век предсказал, что произойдет «великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое… Реки крови русской прольются…» И причину этой страшной трагедии он тоже открыл. Это, прежде всего, не мнимые ошибки и слабости Государя (хотя он, как всякий человек, не был безгрешен), а оскудение веры в людях. И Государь наш Николай Александрович, как человек глубокой православной веры, препятствовал, сколько у него было сил, этому падению, всячески способствуя укреплению веры в нашем народе. Ему принадлежат великие заслуги перед Православной Церковью. В частности, он настоял на прославлении преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На Саровских торжествах Государю передали письмо, написанное великим старцем именно ему. Государь прочитал письмо — и заплакал. Таков был подвиг Императора Николая II с 1903 года: знать о том, что ждет Россию, и делать все, чтобы облегчить участь народа, не прибегая при этом к чрезмерным жестокостям.
Профессор Марголис ставит Царю в вину «достаток первого помещика». И добавляет: «Что во всем этом от святости?»
Но святость не достигается ни бедностью, ни богатством как таковыми. Можно быть очень бедным и очень грешным человеком — злым, завистливым, богохульником. И в то же время на Руси мы знаем множество святых князей, начиная со святых равноапостольных великой княгини Ольги и великого князя Владимира, которые, конечно, не были последними людьми в смысле достатка.
И святой — не значит безгрешный. Один Христос токмо без греха. А самым первым святым, вошедшим в рай, вообще был разбойник, приговоренный за свои злодеяния к распятию. Но ему был дан от Бога дар покаяния и исповедания распятого Спасителя — и этот высочайший духовный подвиг в глазах Господа перевесил всё, что он совершил до этого в земной жизни. Сам первоверховный апостол Петр трижды с клятвой отрекся от Христа. Но он потом всю жизнь слезно каялся в этом падении и сподобился смерти за Христа на кресте.
О святости Царя-мученика Николая есть самые авторитетные духовные свидетельства, вполне достаточные для того, чтобы оставить раз и навсегда кощунственные рассуждения о его грехах. Это — свидетельство блаженной Параскевы — Прасковьи Ивановны Саровской, к которой сам приходил Государь, и которая предсказала ему рождение Наследника, цесаревича мученика Алексия. Это — свидетельство одного из последних оптинских старцев Нектария, который еще в 1917 году предсказал: «Этот Государь будет великомученик. В последнее время он искупит свою жизнь…». Это свидетельство святителя Тихона, Патриарха всероссийского, который через четыре дня после убиения Царя сказал в Казанском соборе на Красной площади:
«Мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе…».
Наконец, это свидетельство святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), который 3/16 июля 1939 года говорил:
«Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими князем Игорем, как владимирцы и суздальцы — пред убитым великим князем Андреем Боголюбским! Тогда Царь-страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет русскую землю от переносимых ею бедствий. Тогда Царь-мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси. Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»
Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына Человеческаго ради (Лк. 6, 22) — говорится в заповедях блаженства в урок поносящим имя Помазанника Божия.
Итак, действительно объективный, опирающийся на весь ход истории взгляд на деятельность Государя Николая II и старая антихристианская клеветническая легенда о нем — это две вещи несовместимые.
Невольная тенденциозность в подходе к истории нашего государства или намеренная ее фальсификация с определенной целью — в любом случае, думается, можно поставить вопрос перед ректором Санкт-Петербургского университета: не больше ли будет пользы для студентов, если кафедру русской истории здесь будет возглавлять преподаватель, который станет открывать им истинное значение отечественной истории в ее действительных, а не мнимых трагедиях и высотах?
Мы надеемся и журнал «Армия» видеть не антиправославным, антирусским изданием, а истинно патриотическим журналом, воспитывающим наших офицеров в духе любви к своему Отечеству, в духе почитания его святынь, подвига тех его сынов, кто служение Богу и Отечеству считал своим высшим долгом, кто жизнь свою отдал за духовную и политическую свободу нашего народа.
Чем же можно объяснить появление в таком серьезном издании, под обязывающей рубрикой «Наследие», антирусской, антиправославной публикации?
Известно, что кое-кому сегодня хочется видеть наше воинство не русской национальной армией, стоящей на страже интересов своего народа, а армией наемников, выполняющей чужие приказы. Не потому ли журнал «Армия» отдает свои страницы тем, кто стремится хулить святыни русского народа? А на соседних страницах в этом же номере в благосклонных тонах пишет об американских генералах, давая завораживающие схемы повышения их четырехзначных должностных окладов и пенсий. В тоне старых розовых советских очерков о передовиках производства пишется на сей раз — об армии США:
«Довольно совершенная и разветвленная кадровая система… допускает служебное продвижение «на самый верх» лишь тех офицеров, которые полностью соответствуют предъявляемым требованиям к высшему командному составу… В 1988 году только один из новоиспеченных генералов не имел боевого опыта. Да и то только потому, что женщина… Все остальные генералы прошли школу вьетнамской войны… Один из офицеров… командовал батальоном «рейнджеров» в период американского вторжения на Гренаду осенью 1983 года…Статистика… иллюстрирует вдумчивый, серьезный подход, с которым руководство вооруженных сил США реализует подбор и расстановку своей «первой тысячи» — генералитета… Сбои бывают редко. Число американских генералов и адмиралов, явно не справившихся со своими обязанностями или совершивших серьезные дисциплинарные проступки, близко к нулю…»
Есть у этого «романа» и свой «герой» — генерал Пауэлл.
«Пауэлл, — пишет журнал, — принимал непосредственное участие в подготовке таких крупных акций рейгановской администрации, как агрессия против Гренады в 1983 году, бомбардировка Ливии в 1986 году, а также операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1990-1991 годах… — рисует свой «объективный портрет» журнал. — Став первым заместителем помощника президента по национальной безопасности, Пауэлл ратовал за «ведущую роль» США в Персидском заливе… Сотрудники Белого дома дают Пауэллу высокую оценку…»
Не в этом ли смешении того, что есть доблесть и преступление, что есть интересы Отечества и совершенно противоположные им интересы, пусть и хорошо оплачиваемые, — короче, в том, чтобы сбить истинные ориентиры у нашего офицерства, — видится кому-то задача военного журнала? При этом для Верховного Главнокомандующего Русской Армией в Великой войне (как называлась в свое время Первая мiровая) не найдется даже таких слов, которых не пожалел бывший военно-морской министр Англии У.Черчилль. О переменах в военном положении России после принятия Государем на себя Верховного командования он писал:
«Мало эпизодов Великой войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году. К лету 1916 г. Россия, которая 18 месяцев перед тем была почти безоружной, которая в течение 1915 года пережила непрерывный ряд страшных поражений, действительно сумела собственными усилиями и путем использования средств союзников, выставить в поле — организовать, вооружить, снабдить — 60 армейских корпусов, вместо тех 35, с которыми она начала войну…
Согласно поверхностной моде нашего времени, царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен бы исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна…»
И далее, о Царе-мученике Николае:
«Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо; разве во всем этом не было его доли?.. Тот строй, который в нем воплощался, которым он руководил, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру — к этому моменту выиграл войну для России.
Вот его сейчас сразят. Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием, Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на смерть. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат… Остановитесь и скажите: кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых, людях честолюбивых и гордых духом, отважных и властных — недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо».
«Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы нарвских побежденных обратить в полтавских победителей, — писал генерал И.А.Лохвицкий. — Последний Верховный Главнокомандующий Императорской Армии — Император Николай II сделал ту же великую работу за полтора года. Но работа его была оценена и врагами, и между Государем и его Армией и победой стала революция».
Сегодня антиправославные силы явно обезпокоены предстоящей канонизацией Русской Православной Церковью Царя-мученика Николая Александровича и его Семьи. Их, мягко говоря, заинтересованное отношение к движению в этом направлении — точное подтверждение особого духовного значения этого деяния, своевременности и важности прославления святых царственных мучеников для нынешнего духовного освобождения нашего народа. При этом их чрезвычайно безпокоит мысль о том, что воинство русское возьмет, наконец, на вооружение проверенные веками, оплаченные кровью наших доблестных предков идеалы Православия, Самодержавия, Народности. Ибо с этими ориентирами нас уже не сбить с толку. С ними наше воинство будет непобедимым.
1993 г.