Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Россию снова спасет молитва

Февраль 5, 2017

Основной закон русской истории

 

Важнейшие духовные исторические события происходят ныне на нашей земле. Нам явно дается благодать духовная – и одновременно даются материальные скорби. Господь как бы с двух сторон подводит нас к единому на потребу (Лк. 10, 42) – к обращению нас на путь спасения души, верит в наше примирение с Ним.

А мы?

Понимаем ли мы этот ясный духовный язык событий, которым говорит с нами Сам Создатель мiра?

Отвечаем ли Ему на его заботу и любовь встречным движением? Или упрямо ходим за молоком и мясом в постные дни, боремся за какие-то «свободы», не понимая, что всё в руках Божиих и, согласно духовному закону, скорби отступают от нас тогда, когда мы начинаем видеть причину их прежде в себе, то есть когда душа наша получает от них пользу, очищается покаянием?

Молитва не накормит?

Нет, одна молитва не накормит. Накормит труд, освященный молитвой, Благословением Божиим. Русские люди веками всё делали с молитвой: и сеяли, и скот растили, и учились, и от врагов оборонялись, и детей рожали, — и кормили не только себя, но и Европу, хранили и укрепляли свою державу.

Можно услышать: «А что же вот на Западе – и вовсе не постятся, а у них всего вдоволь?»

Но у каждого народа своя духовная историческая судьба, данная ему Богом.

Кому много дано, с того много и спросится. А нам дано самое большое, что Бог мог дать: истинная вера, Святое Православие.

Три величайших наших гения: Пушкин, Гоголь, Достоевский – прошли путь от исканий молодости к ясному обращению ко Православию в зрелые годы.

А.С.Пушкин писал: «В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколь пагубно в землях римско-католических».

Вот сколь велика историческая разница!

«Кто любит русский народ – не может не любит Церкви, – писал в начале ХХ-го века В. В. Розанов. – Потому что народ и его Церковь – одно. И только у русских это одно».

У нашей истории есть один важнейший закон. Он настолько непреложен, настолько ясно видно его действие во всех событиях Отечества нашего, что его можно назвать основным законом русской истории.

Заключается он в том, что мы всегда были сильны и едины, когда хранили веру православную, когда призывали имя Божие, имя Пресвятой Богородицы. И когда ослабевала в нас вера, начинались смуты, беды, приходил враг.

В день Рождества Пресвятой Богородицы 1380 года воинство наше одержало победу на Куликовом поле, вымоленную нашими подвижниками благочестия во главе с преподобным Сергием Радонежским и святым благоверным князем Димитрием Донским.

К Рождеству Христову 1812 года закончилось освобождение Родины от французских оккупантов.

К Рождеству Христову 1941/42 года завершилось контрнаступление наших войск под Москвой – была одержана первая победа над «непобедимой» Германией.

Сегодня, как и во все века, Господь и Матерь Божия всё взирают на нас. «Благодать и помощь Божия к верным, всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр. 13, 8)», — говорил преподобный Серафим Саровский.

И не удивительно, что на Церковь Православную, на нашу страну, на воинство непрестанно нападают силы ада – они всячески стремятся не пустить наш народ к Богу, к Церкви, к вере, ибо знают – увы, иногда лучше нас, – что тогда мы выдюжим, окрепнем и спасемся.

 И для них безразлично, в какие болотные топи нас увлекать: в коммунистические ли, демократические, – для них важно одно – что бы Россия не была Православной, Самодержавным, шла своим вековым путем.

Еще А.С.Пушкин писал о демократии, которую те, кто к ней пригляделся пристальнее, увидели «в ее отвратительном цинизме, в ее жестких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве».

«Нас увлекает просвещенная Европа,.. – предостерегал великий русский святой XIX века Феофан Затворник, пророчески прозревая события века грядущего. – Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мiра мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы уже у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает…»

Видя, что народ наш, милостию Божией, тянется ко Христу, но еще не тверд в православной вере, к нам сегодня явились многочисленные инославные исповедники, называющие себя христианами.

Аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры (Мк. 13, 21).

«Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле Святую Церковь, благоволит пребывать в ней, как глава ее, оживитель и правитель, – писал в толковании на эти слова святитель Феофан Затворник. – Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, и в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь. Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не ими веры. Если услышишь от кого: у нас апостольская община и у нас Христос, – не ими веры. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это есть Православная Церковь. И зде Христос. А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, – и в ней нет Христа. Если кого услышишь говорящим: во мне говорит Христос, – а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освещается, – не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтоб отвлекать от Христа Господа и от святой Церкви Его. И никому не верь, кто будет внушать тебе малое что, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лестчих и лживыми проповедниками лжи».

Наши нынешние пастыри учат нас, что наша задача сегодня – сохранить то, что было завещано нам предками (умножить, улучшить – это не наша мера).

Сохраним веру – сохраним всё: Россию, себя, детей, откроем им будущее.

 

                                                                          1994 г.