Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Радонежский завет

20 июля, 2017

9 декабря 2017 года исполнилось четверть века со дня кончины старца Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонаха Моисея. Важнейшей его идеей была: «Если Русская Армия соединится с Православной Церковью – Россия будет непобедима!» Великая духовная традиция обители преподобного Сергия.

Иеросхимонах Моисей, в мiру Валентин Евгеньевич Боголюбов, родился в Рязани 1915 году в верующей семье. Дед по матери — священник, духовник Тульской Епархии. Отец Валентина Евгеньевича — литературовед, под его редакцией в конце 40-х гг. вышел большой однотомник Д.Н. Мамина-Сибиряка. Мать Клавдия — историк («Поминайте мою мамочку, — говорил он, — она была такая добрая!») Оба родителя преподавали в школе. В 1932 г. семья переехала в Москву, где в 1936 г. отец был репрессирован.
Валентин Евгеньевич закончил Московский энергетический институт, аспирантуру и там же в 1938-1977 годах преподавал. Защитил докторскую диссертацию, затем получил звание профессора.
Судьбоносное значение имела встреча В.Е.Боголюбова с духовником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом (Павловым), к которому он стал регулярно ездить на исповедь.
В 1978-м Валентин Евгеньевич читает в МЭИ свой последний научный доклад, посвященный отцу Павлу Флоренскому, ученому-естествоиспытателю и богослову, и, получив благословение отца Кирилла, поступает в Лавру. На следующий год принимает постриг с именем Филадельфа и сан иеродиакона, а в 1985 году становится иеромонахом.
В Лавре Батюшка нес различные послушания: разливал освященное масло, раздавал воду в надкладезной часовне, пел на клиросе, продавал свечи в Предтеченском храме и там же читал акафист Державной иконе Божией Матери, которую особенно почитал.
Пресвятой Богородице отец Моисей (он принял схиму в 1992 году) посвятил свой главный труд – книгу «Заступница Усердная».
Когда приближался полугодовой день его памяти, 4 июня 1993, мне довелось записать в Переделкино воспоминания архимандрита Кирилла (Павлова) об отце Моисее. Этот рассказ, слово в слово, был опубликован тогда в газете «День», где отцу Моисею была посвящена полоса.
Батюшка Кирилл вспоминал:
«Иеросхимонаха отца Моисея я знаю с самого первого дня его вступления в нашу святую обитель. Это человек удивительно умный, православно настроенный и высочайшего духа смирения и кротости. Имея звание доктора технических наук, по прибытии в нашу обитель он показывал такое смирение, что все удивлялись его кротости, благостному отношению с братией и безропотному исполнению всех возложенных на него послушаний. Это любвеобильный, можно сказать, удивительный человек. Я всегда восхищался его мудростью, сочетавшейся с глубоким смирением. Поэтому из бесед с ним выносишь всегда какое-то легкое настроение на душе. Любовь к людям в нем была.
Я с ним был в близких отношениях, мы как-то так по духу сходились. Он ко мне часто приходил, и мы решали вопросы совместно. Когда к нему приходили с какими-нибудь вопросами, он посылал ко мне или сам приходил. Несли тяготы друг друга. И удивительно, что у него не было какого-то там зазнайства, заносчивости. Ведь он же доктор, а за каким-то вопросом бежит — невежественного просит разрешить…
Помню, покойный отец Иероним, принимавший его в число братии, всегда ставил в пример: вот, учитесь у отца Филадельфа смирению, кротости, послушанию.
Так что человек он был очень умный, умница был большой, рассудительный, начитанный, понимал многое.
Наша братия его любила. Все уважали его. И дай Господи, чтобы Господь поднял бы его душу и упокоил ее в селениях праведных. За его верность в вере, за его мужество. Он не боялся, давал прямые такие, острые советы – может, сейчас некоторые так не скажут… Дай ему, Господи, Царство Небесное!..»

Отец Моисей писал, говорил о том, что мы живем в предконечные времена. Нужно духовно бодрствовать. Быть воинами Христа Бога, как нас назвали при крещении. Не поддаваться разслабляющим веяниям: экуменическим, обновленческим… Хранить чистоту Православной веры.

В келье отца Моисея в последний год его жизни вместе с Алексеем Алексеевичем Яковлевым-Козыревым мы начали писать статью «На острие меча», в основу которой была положена мысль отца Моисея о восстановлении исторического победного единения Церкви и Армии. Вскоре она была опубликована в «Русском Вестнике», а со статьей «Сим победиши!», напечатанной в газете «День», вошла в брошюру «Православие. Армия. Держава» («Русский вестник», 1993 г.) И здесь, и в келье отца Кирилла благословлялись первые шаги в этом направлении.
Самый большой вклад в это дело внесли тогда Троице-Сергиева Лавра и Военная Академия Генерального штаба, в которой и состоялась в 1992 году первая встреча генералов и офицеров с духовенством. От Лавры в ней участвовал игумен Феофилакт (Моисеев), ныне епископ Дмитровский. Этому делу от души способствовал тогда эконом Лавры, ныне наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев). В келью отца Моисея за благословением приезжали начальник Академии генерал-полковник Игорь Николаевич Родионов (Царство ему Небесное!) с его помощником, ныне генерал-майором Александром Владимировичем Черкасовым. Их принял наместник Лавры архимандрит Феогност, ныне архиепископ, была теплая встреча…

В те тревожные для нашей страны дни к отцу Моисею приезжал А.А.Проханов, затем опубликовал интервью с ним в газете «День» (вскоре, после кровавых октябрьских событий, она была переименована в газету «Завтра»).
На той полосе памяти отца Моисея Александр Андреевич вспоминал о нём:
«Старца нет среди нас. Стоит в глазах его тесная келейка, уставленная образами. Его большая, немощная от хворей рука, которую я поцеловал. Его сияющие детские очи, в которых не гасла любовь. Всё слышу его слова: “Действуй со Христом и будешь прав!”»

Отец Моисей был великим почитателем святого Царя-мученика Николая, чаял скорейшего его прославления, восстановления монархии. Вопрос канонизации Царя-мученика и его Семьи, считал отец Моисей, должен быть важнейшим в программе всякого патриотического движения. «Это, может быть, тот ключ, который повернет, наконец, эту ржавую дверь», – говорил он, имея в виду смуту в стране. Поэтому, вспоминая с отцом Кириллом его друга, я заговорил и о том, что считал отец Моисей особенно важным – что надо канонизировать Царя.
Отец Кирилл сказал на это:
«Надо. Это мученик. Великий мученик. Он отдал себя в жертву за Россию. Первый удар принял на себя».

В нынешний год наше внимание особенно обращено к светлому имени святого Царя-мученика Николая. Нет худа без добра – Господь попустил новую волну клеветы на святого Государя, видно, ещё и для того, чтобы мы особенно остро почувствовали, как он нам близок и дорог, как важно нам его почитание, его пример верности Евангельской истине в любых обстоятельствах. Как дорога нам Святая Русь, чистота её веры, высота её идеалов.
Вера наша, вера людей во власти, вера наших воинов – по-прежнему главный вопрос духовной независимости и державной крепости нашего Отечества. Важнейший Радонежский завет нашему государству, народу нашему на все времена.

Наставления иеросхимонаха Моисея
«Великая сила кроткой, трогательной, святой молитвы у всех нас должна быть на вооружении. Как часто сталкиваемся мы с заявлениями: «У меня не было настроения», «Я был болен», «Хотел отдохнуть» и т.п. Все это — позорное повторение басней лукавого.
Кто болен — твори Иисусову молитву, болезнь отпустит. Кто хочет отдыхать — лежа загибай пальцы, творя великую молитву, лучше отдохнешь. Кто занят и должен спешно трудиться — трижды важно творить Иисусову молитву. Посмотрите, как это ускорит труд, позволит сделать больше и быстрее. Тебя мучит злое чувство к обидчику — твори скорее Иисусову молитву и почувствуешь, что, если бы был здесь этот обидчик, ты бы бросился обнимать его.
Как можно чаще исповедуйся, как минимум раз в месяц, после тщательной подготовки и с великим благоговением причащайся Святых Христовых Тайн; объяви непримиримую войну праздности; никогда никого ни за что не осуждай; ни в коем случае не отчаивайся в своем спасении и, какое бы падение ни произошло, немедленно, по слову преп. Иоанна Лествичника, «восставай восстанием благонадежным», помня о милосердии Божием; нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».