Авторский сайт протоиерея Николая Булгакова


настоятеля храма Державной иконы Божией Матери
в г. Жуковском, пос. Кратово,
члена Союза писателей России.

Бог правду видит, да не скоро скажет

14 июня, 2018

Мифы и правда нашей истории

 

В 2011 году отошел ко Господу 98-летний протоиерей Василий Швец. Ему мы обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о  заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

Примерно в 1986-м году каким-то образом пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте – самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери – благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу – и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны – сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную.

В конце этих страниц приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинград врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой  служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.

         В сказании говорилось:

         «Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено… Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».

После Победы, в 1947 году, митрополит Илия приехал в нашу страну. Он был награжден Сталинской премией; по согласованию со Сталиным ему подарили крест и панагию с драгоценными камнями из разных мест России – в благодарность от всей нашейстраны.

Надо сказать, прочитав рассказ об этих событиях, я не отбросил его сразу, как «миф» — мол, это неправда. Неправда, потому что Сталин, каким мы его знали, не мог поступить, как верующий человек. Но ведь мог быть и другой вывод, простой и радостный: значит, мы не всё и не главное знали о Сталине. Весь дух этих страничек вызывал великое к ним доверие, к их замечательному неведомому автору – почему же нужно было произвольно одно принимать, а другое отбрасывать?

Радостный вывод – потому что забрезжила надежда: а что если в нашей истории всё было не так, как мы привыкли думать, как нас учили?.. Нет, выше, разумнее, красивее… Ведь и в 1917 году главными были не революции, а явление Державной иконы Божией Матери, о котором тоже было замечательно сказано в этом повествовании. Ведь и отношение к Царю-мученику Николаю, к монархии у нас все больше и больше менялось… Ведь и сама вера к нам так пришла…

Теперь, когда уже изданы тома с описанием чудес, происходивших во время Великой Отечественной войны, и сомнений никаких нет в том, что «Бог был нам генерал», как говорил А.В.Суворов. А как могло быть иначе? Но тогда это был первый, важнейший прорыв в правду нашей истории ХХ века. Важнейший прежде всего потому, что он давал нам возможность воздать дань благодарности Царице Небесной за спасение нашего народа в том огненном испытании.

В нашей истории, как и во всей науке, во всем образовании, была тотальная атеистическая цензура, полная идеологическая блокада – она продолжается во многом и до сего дня. Но непреложны слова Спасителя: Несть тайно, еже не явлено будет, ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет (Лк. 8, 17).

Это сказание – миф? Да нет, скорее миф – то, что якобы такая великая Победа была дарована нам без заступления Царицы Небесной. Все победы во всей русской истории были дарованы Ею, Она покрывала Свой Дом во все века – а тут вдруг оставила? Да Она же сама засвидетельствовала, что не оставила нас в ХХ-м веке – явлением Державной Своей иконы в 1917 году.

Когда мы узнали о митрополите Илие, о приезде Сталина к блаженной Матроне в 1941 году, когда стали приходить многочисленные свидетельства о чудесах в то время, то в нашу историю ХХ века вошел Бог – о Котором мы забыли, словно Его тогда и в самом деле не было, вошла Матерь Божия. И история обрела реальность, обрела объем, связь с Небом. Она перестала быть плоской картинкой, и в это двумерное пространство ее уже не втиснуть, как бы ни пытались это сделать некоторые ревностные борцы с «мифами».

В те годы и думать было невозможно о том, чтобы напечатать эти страницы где-нибудь, кроме домашней пишущей машинки. Ни в одном – даже действующем – храме не продавалось ни одной православной книги. Но скоро всё стало меняться. И, конечно, появилось желание попробовать опубликовать это сказание, которое давало совершенно новый взгляд на нашу историю. А вдруг чудо совершится?..

И все же, отдавая в печать, хотелось быть совершенно уверенным в историческом свидетельстве о митрополите Илие. Сказал об этом отцу Валериану Кречетову, настоятелю храма Покрова Божией Матери в Акулово под Москвой. А он:

– А за что же ему дали Сталинскую премию?

Первые попытки напечатать сказание ничего не дали. Лишь в 1991 году, когда стала выходить газета «Русский Вестник», в ней был  опубликован отрывок из него под названием «Заступница» — самый ныне известный, о Великой Отечественной войне. А в 1992 году полный текст сказания напечатал Вестник Московского общества охраны памятников истории и культуры. Наверху поставили: «Автор редакции неизвестен».

Однажды, как всегда в воскресенье, поехал я в Акуловский храм, заказал молебен Казанской Божией Матери… На службу приехал удивительный гость – очень живой седовласый старец. После литургии он сказал в храме огненное слово, в котором кое-что показалось мне знакомым.

Потом была общая трапеза вместе со старцем, беседа, и уже к концу ее отец Валериан, посмотрев на меня, сказал:

– Тут кто-то интересовался, кто написал о Казанской иконе Божией Матери…

Я всё понял. Автор – здесь!

И отец Василий теперь уже сам рассказал, как очевидец, о приезде митрополита Илии в 1947 году в Ленинград, о его встрече с народом в Князь-Владимирском храме у Тучкова моста, где и поныне находится украшенная владыкой Казанская икона Царицы Небесной. Отец Василий даже жест повторил, с которым митрополит Илия вернул Сталинскую премию, сказав, что он монах, деньги ему не нужны, они сами привезли 200 тысяч долларов для детей-сирот погибших офицеров нашей армии.

После этого еще не раз доводилось увидеть старца Василия. Он всегда, приезжая, не входил, а влетал стремительно, с развевающейся на лету острой белой бородой и стреляющими по сторонам глазами, возвещал что-то решительное, предсказывал что-то важное – что, бывало, и сбывалось…

Это от него мы услышали удивительный рассказ о том, как в 1929 году, когда нахлынула новая волна безбожных гонений, епископ Алексий (Симанский) пришел к духовнику Александро-Невской Лавры преподобному Серафиму (Вырицкому) и сказал, встав на колени:

– Отче, отпусти за границу, не могу больше!

По словам отца Василия, старец поднял его и сказал:

– Через 16 лет станешь Патриархом, и будешь 25 лет патриаршествовать.

Это тогда, когда и подумать было невозможно о выборах Патриарха! А мы-то сегодня думаем: «Сталину было выгодно… Сталин понял…» А Бог-то что?! А Матерь Божия? Да разве Россия хоть секунду когда-нибудь жила вне Промысла Божия? А тем более побеждала…                 Слово о Казанской иконе стало широко публиковаться. Но и сегодня можно услышать рассуждения о том, что это сказание – якобы «благочестивый миф». Причем, «основанием» для таких утверждений бывает лишь собственное мнение: «это невозможно», «нет документов»…

У Предания не может быть документов по определению. Впрочем, и у Писания тоже может их не быть. Ни печатей, ни подписей, ни «единиц хранения» у очень многих исторических источников, как известно, не было. Древние летописцы не делали ссылок, излагая события,  но их летописи легли в основу истории. А вот у поддельных «документов» могут быть все печати и подписи в избытке – но их, бывает, опровергают именно устные свидетельства очевидцев.

Г.А.Эгнаташвили, который мне рассказывал о своих личных встречах со Сталиным, с митрополитом Николаем (Ярушевичем), говорил, показывая на свои глаза и уши:

– Я этими глазами видел и этими ушами слышал!..

Вот и весь документ. Но это – живая история.

Современники той эпохи, люди святой жизни, молитвенники, наделенные священным саном и монашествующие, имеющие высокий духовный авторитет, приняли свидетельство отца Василия без сомнений и даже стали передавать его людям, устно и письменно.

Сын расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, протоиерей Сергий Лавров (1911-2001), прошел финскую войну, а когда уходил на Отечественную, его мать дала ему кусочек черного хлеба и сказала:

– Откуси. Придешь – и доешь.

         И положила за иконы.

         «Служил Сергей в строительном батальоне железнодорожных войск, — рассказывает Светлана Леднева о нем в книге «Воин Христа, воин Отечества». — Он был командиром водолазно-понтонного взвода. Фашисты бомбили мосты, а наши воины их восстанавливали. Часто работали под шквальным огнем, под обстрелами.

В минуты затишья Сергей уходил куда-нибудь в лесок, там на пенечке раскрывал акафист перед иконой «Всех скорбящих Радость» и, вставая на колени, горячо молился. Всю войну до Кёнигсберга с ним прошли иконы Казанской Божией Матери и великомученика Пантелеимона.

А в деревне Переделки горячо молилась за своего любимого сыночка многострадальная матушка Елизавета. И… вымолила сына!»

Он вернулся в 1946 году – и доел тот кусочек хлеба.

«Сколько раз, казалось, смерть была неминуема, но «вся машина изрешечена пулями, а на мне ни царапинки», — вспоминал спустя много лет отец Сергий».

После войны его благословил на священство митрополит Николай (Ярушевич). Отец Сергий прослужил священником 52 года. В проповеди в своем храме Покрова Божией Матери в селе Игумново под Москвой на 50-летие Великой Победы протоиерей Сергий Лавров рассказал и о явлении Божией Матери митрополиту Илие.

Другой участник Великой Отечественной войны, известный всей России, ныне здравствующий архимандрит Петр (Кучер) в проповеди на Покров Божией Матери также приводил это свидетельство.

Недавно Господь сподобил побывать на Куликовом поле и в Себено,  на родине блаженной Матроны Московской – удивительно, но то и другое совсем рядом… В месте нашей первой Великой Победы 1380 года, в день Рождества Пречистой, стоит храм, а в нем служит батюшка из Троице-Сергиевой Лавры. Мы вспомнили с ним незабвенного лаврского старца иеросхимонаха Моисея (Боголюбова; 1915-1992). Батюшка сказал о нем просто – то, что и мы, знавшие его, чувствуем:

         – Он – святой.

Отец Моисей был великим почитателем Царицы Небесной. Рассказ о митрополите Илие он включил в свою книгу «Заступница Усердная».

Православный публицист Алексей Яковлев-Козырев, вместе с которым мы провели не один счастливый час в гостеприимной келье старца Моисея, где благословлялась, обсуждалась, писалась книга «Православие. Армия. Держава» (М., «Русский Вестник», 1993), в которую тоже вошло свидетельство отца Василия Швеца, недавно побывал в Ливане, в том числе в том подземном храме, где митрополиту Илие явилась в 1941 году Пресвятая Богородица, и видел там ростовой образ Пречистой.

«Митрополит очень много молился Божией Матери, и чаще всего – в подземной церкви монастыря Дейр Сайидет эль Нурийя» (в переводе  – монастыря «Свет Божией Матери»), – вспоминал личный секретарь Митрополита Гор Ливанских Илии Мата (Матвей) Зака Ассаад.

– Митрополит любил Россию и русский народ. Он несколько раз ездил в Россию, и на службах всегда поминал в своих молитвах Россию и русский народ, желая счастья и успехов.

Во время Великой Отечественной войны митрополиту Илие Богородица открыла то, что нужно сделать, чтобы победила Россия, и повелела написать письмо Сталину. И Сталин выполнил всё, что передал ему  митрополит Илия. Сталин был очень благодарен этой вести, так как начались успехи на фронте. Митрополит Илия стал другом Сталину.

Я говорю все это, потому что был секретарем митрополита Илии и председателем Церковного суда. Митрополит часто рассказывал об этих событиях, о России, о любви к России, о чудесах Божией Матери.

В горах рассказывают, что когда Илия был еще подростком, жил  здесь, в Бхамдуне, то удостоился беседы с Царицей Небесной…

Во время Великой Отечественной войны многие ливанские батюшки, в том числе и митрополит Илия, молились о победе Советской Армии. Да и все православные Ливана молились за победу России».

Известный московский батюшка протоиерей Владимир Тимаков, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, кандидат богословия, вспоминал:

«В год поступления моего в семинарию, в 1947-м, я удостоился быть слушателем изумительнейшей проповеди. В Россию приехал Илия (Карам), митрополит Ливанских гор. Он прибыл в Россию с необычной миссией – не за милостыней, за которой с Востока в Россию приезжали церковные деятели, митрополит Илия сам привез дары Казанской иконе Пресвятой Богородицы. По его словам, он беззаветно любил Россию (хотя сам – араб) и переживал войну России с немцами как угрозу не только России, но вообще Православию. В своей проповеди митрополит Илия поведал (слышал я лично) о том, как в момент, когда подступили немцы к Москве, он слезно молился перед Казанской иконой Божией Матери – не просто молился, а требовал от Нее, чтобы Матерь Божия спасла Россию. (И такая молитва, оказывается, возможна!) На усердную, дерзновенную молитву от иконы последовал голос: «Россия будет спасена». Победой России завершилась война. Митрополит Илия (Карам за тем и последовал в Россию, чтобы преподнести Казанской иконе обещанные им дары. Но выявилось неодолимое препятствие – прославленная икона находилась в Ленинграде в Казанском соборе, в котором тогда размещался музей истории религии и атеизма. Патриарх и его окружение оказались в трудном положении: куда направить привезенные митрополитом дары – не в атеистический же центр? По этому-то поводу и произнес Илия (Карам) свое огненное слово на русском языке. Слово это нужно было слышать. Он метал молнии, низвергал громы, слова лились, как водопад, сметая всякое нечестие на своем пути. Он никого не порицал, только сущим огненным языком о том говорил, что голос от иконы Божией Матери слышал, потому он должен сложить к Ней привезенные дары…

Мне уже приходилось приличные проповеди слышать, и живую речь своего архиерея слушал, и содержательные проповеди настоятеля Пензенского собора протоиерея Михаила Лебедева… Но то, что я услышал от Илии (Карама), српавниться не может ни с чем. Слово его всех потрясло, сотрясло оно и меня. Я понял тогда, что только так с амвона и должно говорить!» (О.Гусакова. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время. М., «Никея», 2014, с. 122-124).

Почему же нужно упорно утверждать, что все свидетельства о явлении Божией Матери митрополиту Илие и о Ее повелении, переданном им в Москву, – якобы миф? Так же, как и о приезде Сталина к блаженной Матроне Московской в 1941 году – событии, которое произошло примерно в то же время, когда молился в затворе митрополит Илия. Свидетельство об этом событии было вторым, столь же важным, пришедшим совсем с другой стороны прорывом в правду нашей истории ХХ века, подтверждающим и первое.

По одной причине: если их принять, то наш Верховный Главнокомандующий, стоявший во главе страны и армии-победительницы, был не тем человеком, каким его нарисовала враждебная нашей державной традиции пропаганда, а совершенно другим, в том числе верующим (вспомним, как равнодушно отнеслись наши военачальники к явлению Порт-Артурской иконы Царицы Небесной и чем закончилась русско-японская война начала ХХ века). «Не безбожником», по авторитетному свидетельству Патриарха Алексия I-го. Следовательно, созидательной государствообразующей личностью. А это значит, что тогда рушится главный коммунистический миф русской истории ХХ века о «культе личности», столь горячо поддержанный всеми противниками нашего Отечества – от английской разведки до старых и новых бендеровцев. Этот миф есть главное препятствие для понимания того, что же произошло в нашей стране на самом деле в тот период нашей истории. Этот настоящий миф, без кавычек, все еще пытается объяснить сложнейшую борьбу, прежде всего невидимую брань, которая шла в нашей истории в ХХ веке, всего лишь плохими чертами характера одного человека, который якобы противостоял всему остальному народу, прежде всего добрейшим «верным ленинцам»… Но как быть, если воспоминания современников оставили нам образ совершенно другого человека?..

При этом даже верующие люди не замечают того, что, принимая этот миф и отвергая правду,  они ставят под сомнение Покров Божией Матери над Россией в Великой Отечественной войне. А ведь для верующего человека эта ошибка должна быть куда важнее, чем слишком хорошие мысли о Верховном Главнокомандующем.

Батюшка Николай Гурьянов в подобных случаях говорил:

— А разве мы что плохое о нем говорим?

 О чем Сталин думал на самом деле, что он понял во время войны, а что хорошо понимал и до этого, чего хотел, а что тормозил, – это во многом еще тайна истории. Может быть, что-то делал, чего и не хотел. Может быть, чего-то хотел – но ему помешали. Это можно стараться исследовать, однако главный вопрос – не в этом. Не в личности Сталина. Главное – как в русской истории и в это безбожное, с одной стороны, время, а с другой – время высоких подвигов веры и самопожертвования, действовал Господь, Промысл Божий. Как сказался на событиях нашей истории ХХ века Покров Державной Владычицы.

Когда говорят, что, может быть, лучше было бы святому благоверному князю Александру Невскому не побеждать тевтонских рыцарей, а принять нам католичество и быть с Западной Европой заодно, или лучше было бы печально известному генералу Власову заодно с печально известным Гитлером одолеть большевизм (вместе с Россией и русским народом), — то забывают про Бога. Это же Господь помог святому Александру чудом победить в четыре раза более численное войско, когда, помолившись, он сказал: «Не в силе Бог, но в правде». И в других победах – тоже. И многочастне и многообразне Господь помогал нашим вождям и воинам в ответ на их молитвы побеждать материально более сильного противника, приходившего к нам с «цивилизованного» Запада, включая и самую великую Победу в Великой Отечественной войне. Наше дело было правое, мы победили. Эти пророческие слова, конечно, Сам Господь внушил изречь тогда, когда официально нашей страной руководили безбожники, а на самом деле – Державная Владычица.

Ныне существующую историю России ХХ века нам придумали они сами, большевики-безбожники. Во многом их глазами, глазами антирусского, антиправославного, антимонархического взгляда на смысл жизни, смысл существования России нам до сих пор предлагают смотреть на ее события, их оценивать.

Вся наша история, вера наша говорит о том, что лишь с помощью Божией, предстательством Божией Матери, молитвами всех русских святых, которые соединились с молитвами и военачальников наших, и нашего народа, «суд об Отечестве нашем был преложен на милость» и в это время. И ничего другого и быть не могло.

Если все эти факты, которые все больше становятся известными ныне, — идут, можно сказать, со всех сторон, — не согласуются с официальной исторической легендой, то это значит, что надо отказываться от легенды, а не от фактов.

Сталин сам говорил, что история – это не схемы, а факты. И со свойственным ему юмором добавлял, что для схематиков история делится на три периода: матриархат, патриархат и секретариат.

Насколько он был искренним большевиком, в том числе и богоборцем, а насколько он все это говорил и делал вынужденно, тактически, терпеливо ожидая  удобного момента для решительных действий, и когда, в какие периоды своей жизни и нашей истории, — это вопрос, который до конца мы, может  быть, так и не разгадаем. Но он останется для нас таинственным еще и потому, что он был в определенной степени таинственным и для самого Иосифа Виссарионовича – потому что прежде всего здесь действовал Господь, а «что Бог творит, никому не говорит». И если Господь захочет, то никто из людей ему не сможет противостоять, а может быть и не захочет, и будет через него действовать Господь так, какова будет Его святая воля.

Борьба шла между Богом и диаволом и в СССР, это была главная борьба и в это время. Диавол не был победителем в России в 1917 году. Все равно был «впереди Иисус Христос», как писал А.А.Блок, слова которого вспомнил в своей статье о Казанской иконе протоиерей Василий Швец. Господь действовал и все эти годы. Матерь Божия Державная ни на секунду не выпускала скипетра и державы из Своих рук, ни на мгновенье не покидала Свой трон.

Размышления о том, кто же выиграл войну, можно, вероятно, свести к такой формуле: войну выиграл народ под руководством И.В.Сталина, который послушался Божией Матери, вновь умолившей за нас Своего Божественного Сына.

 

Однажды в одной из проповедей в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Валериан Кречетов сказал, что в нашем церковном календаре кроме двух нынешних дней празднования Казанской иконе Божией Матери, будет, видимо, еще и третий день – в честь победы в Великой Отечественной войне.

Дай Бог! Это будет совершенно справедливо. Это будет исполнением повеления Царицы Небесной, сделанного Ею в трагическом 1941 году.

Наши благочестивые предки всегда отдавали дань благодарности Господу, Матери Божией, святым за их особые милости к народу нашему. В честь победы над Наполеоном в Москве был воздвигнут величественный Храм Христа Спасителя. В благодарность Царице Небесной за спасение столицы от нашествий Тамерлана в 1395 году, хана Ахмата в 1480 году и Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году мы празднуем трижды в году дни Владимирской Ее иконы, за избавление от польского нашествия в 1612 году – в честь иконы Казанской. Без заступления Небесной Владычицы, без Ее Державного Покрова (как поется в тропаре Казанской иконе) не было ни одной великой победы русского оружия в нашей истории.

Самая большая Победа не только в нашей, но и во всей мiровой истории была дарована Господом предстательством Царицы Небесной нам в Великой Отечественной войне.

Уже высказано благочестивое пожелание внести в месяцеслов Русской Православной Церкви третий день празднования Казанской иконе Божией Матери 9 мая по новому стилю, в благодарность Заступнице Усердной за дарованную народу нашему Великую Победу. И праздновать его по чину празднования Покрова Божией Матери, как великий праздник (день Казанской иконы именуют «Русским Покровом»).

Тогда общенародный, всеми почитаемый праздник Дня Победы станет и церковным праздником. В храмах в этот день всегда будет совершаться торжественное богослужение, возноситься благодарственная молитва Христу Спасителю и Его Пречистой Матери за дарование народу нашему и воинству Великой Победы. И мы привлечем к нам новые милости Пречистой, столь желанные нам в это трудное время.